Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Воскресенье, 28.04.2024, 22:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя информатики  и ИКТ Шинкаренко Евгения Александровича

Реклама
Оцените сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 837
Программирование
Какой язык программирования выбрать для подготовки к ЕГЭ
Всего ответов: 804

Урок № 2. "Переменные. Типы переменных. Оператор ввода с клавиатуры."

Цель урока: Познакомиться с оператором описания "Переменная" и операторами "Ввода с клавиатуры".

На предыдущем уроке мы познакомились с оператором описания "Константа", данный оператор не изменяет свое значение в процессе работы программы. Но в большинстве случаев при решении задач в ходе работы программы, оператору описания необходимо менять свое значения (чаще всего неоднократно). Для этих случаев в языке программирования Паскаль существует оператор описания "Переменная".
Переменная - это величина, которая во время работы программы может менять свое значение. Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описания переменных, начинающегося с зарезервированного слова var (от слова variable - переменная).
Для каждой переменной задается её имя и тип.

Синтаксис описания переменной:

VAR
  ИмяПеременной1 : ТипПеременной;
  Имя
Переменной2, ИмяПеременной3 : ТипПеременной;

Описание переменной отличается от описания константы. Значение переменной не присваивается в описании переменной, каждой переменной присваивается значение в ходе действия программы. После имени переменной идёт знак " : " (двоеточие), затем задаётся тип переменной.  Несколько однотипный переменных можно задать, разделяя их запятой. В конце описания переменной ставится знак " ; " (точка с запятой).

Типы переменных:

INTEGER - целочисленные данные, во внутреннем представлении занимают 2 байта; диапазон возможных значений - от -32768 до +32767; данные представляются точно;

REAL - вещественные данные, занимают 6 байт; диапазон возможных значений модуля - от 2.9Е-39 до 1.7Е+38; точность представления данных - 11...12 значащих цифр;

CHAR - символ, занимает 1 байт;

STRING - строка символов, занимает МАХ+1 байт, где МАХ - максимальное число символов в строке;

BOOLEAN - логический тип, занимает 1 байт и имеет два значения: FALSE (ложь) и TRUE (истина).

Подробнее с каждым типом переменных мы познакомимся в ходе нашего курса.

Пример описания переменных:
var  
number : integer; {целочисленная переменная number}
x, y : real;  {вещественные переменные X и Y}
option : char;  {символьная переменная option}

Для решения многих задач требуется ввести данные  для обработки программой с клавиатуры. Для ввода с клавиатуры определены процедуры read и readl.
read (список);
readln(список);

В скобках указывается список имен переменных через запятую. Процедура readln без параметров (без скобок) ожидает нажатия клавиши Enter.

С клавиатуры можно ввести целые, вещественные, символьные и строковые величины. Вводимые значениядолжны разделяться любым количеством пробельных символов (пробел, табуляция (tab), перевод строки (Enter)).
Особенность ввода символов и строк состоит в том, что пробельные символы в них ничем не отличаются от всех остальных, поэтому разделителями являться не могут.
В следующей задаче мы рассмотрим как действует оператор ввода с клавиатуры.

Задача 1.
Напишите программу которая запросит ввести с клавиатуры два целых числа и выведет на экран сумму этих чисел.
Решение задачи 1.

var
x,y:integer; {задаём целочисленные переменные x и y}
begin   {Начало действия программы}
writeln('Введите первое число');   {Выводим на экран фразу "Введите первое число"}
readln (x);   {Присваиваем переменной х значение первого числа}
writeln(
'Введите второе число');   {Выводим на экран фразу "Введите второе число"}
readln (y);   {Присваиваем переменной y значение второго числа}
write('Cумма чисел равна ',x+y);    {Выводим на экран фразу "Сумма чисел равна " и сумму переменных x и y}
end.    {Конец программы}


При запуске данной программы, компилятор запрашивает ввод первого числа (writeln('
'Введите первое число');) и переводит курсив на следующую строку.
Вводим первое число, процедура readln(x); присваивает значение введенного числа переменной х
и переводит курсив на следующую строку.
 

Далее программа запрашивает ввод второго числа (
writeln('Введите второе число');) и переводит курсив на следующую строку.

Вводим первое число, процедура readln(y); присваивает значение введенного числа переменной y и переводит курсив на следующую строку.
 

Процедура
write('Cумма чисел равна ',x+y);  выводит на экран строку Cумма чисел равна и результат сложения двух чисел.

Обратите внимание на некоторые части данной программы:

   В процедуре
writeln('Введите первое число'); мы выводи строку символов (Введите первое число), данную строку в программе заключаем в одинарные кавычки ( ' ). Фразы заключенные в данные кавычки воспринимаются компилятором, как набор символов (пробелы тоже символы), а не как переменные. Если кавычки не поставить, то компилятор выдаст ошибку, так как не найдет переменных с данным именем.
   Процедура
write('Cумма чисел равна ',x+y); сначала выводит на экран строку символов (Cумма чисел равна ), затем выводит на экран сумму переменных x и y ( x+y ).

Задача 2. Усложним нашу задачу. Напишем программу которая запросит ввести с клавиатуры два целых числа и выведет на экран сумму этих чисел, разность чисел, умножение и деление.
Решение задачи 1.
var
x,y:integer;
begin
writeln('Введите первое число');
readln (x);
writeln('Введите второе число');
readln (y);
writeln('Cумма чисел равна ',x+y);
writeln('Разность чисел равна ',x-y);
writeln('Умножение чисел равна ',x*y);
writeln('Деление чисел равна ',x/y);
end.


В данной программу для вывода результатов мы использовали оператор вывода на экран writeln вместо write для того, чтобы перемещать курсор на следующую строку, в противном случае все четыре ответа слились бы в одну строку.
Также мы использовали простейшие арифметические операции:
+    сложение,
-     вычитание,
*     умножение,
/     деление.

Самостоятельная работа: Напишите программу которая запросит ввести с клавиатуры три целых числа и выведет на экран сумму этих чисел.
Что мы узнали:

  1. Что такое переменная.
  2. Типы переменных.
  3. Оператор ввода с клавиатуры.
  4. Как выводить на экран сообщения.
  5. Простейшие арифметические операции над целыми числами.
Предыдущий урок
Оглавление
Следующий урок



Реклама
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик яндекс
Яндекс.Метрика