Меню сайта
Реклама
Оцените сайт
Программирование
|
Урок № 2. "Переменные. Типы переменных. Оператор ввода с клавиатуры."Цель урока: Познакомиться с оператором описания "Переменная" и операторами "Ввода с клавиатуры".На предыдущем уроке мы познакомились с оператором описания "Константа", данный оператор не изменяет свое значение в процессе работы программы. Но в большинстве случаев при решении задач в ходе работы программы, оператору описания необходимо менять свое значения (чаще всего неоднократно). Для этих случаев в языке программирования Паскаль существует оператор описания "Переменная". Переменная - это величина, которая во время работы программы может менять свое значение. Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описания переменных, начинающегося с зарезервированного слова var (от слова variable - переменная).
Для каждой переменной задается её имя и тип. Синтаксис описания переменной: VAR ИмяПеременной1 : ТипПеременной; ИмяПеременной2, ИмяПеременной3 : ТипПеременной; Описание переменной отличается от описания константы. Значение переменной не присваивается в описании переменной, каждой переменной присваивается значение в ходе действия программы. После имени переменной идёт знак " : " (двоеточие), затем задаётся тип переменной. Несколько однотипный переменных можно задать, разделяя их запятой. В конце описания переменной ставится знак " ; " (точка с запятой). Типы переменных: INTEGER - целочисленные данные, во внутреннем представлении занимают 2 байта; диапазон возможных значений - от -32768 до +32767; данные представляются точно; REAL - вещественные данные, занимают 6 байт; диапазон возможных значений модуля - от 2.9Е-39 до 1.7Е+38; точность представления данных - 11...12 значащих цифр; CHAR - символ, занимает 1 байт; STRING - строка символов, занимает МАХ+1 байт, где МАХ - максимальное число символов в строке; BOOLEAN - логический тип, занимает 1 байт и имеет два значения: FALSE (ложь) и TRUE (истина). Подробнее с каждым типом переменных мы познакомимся в ходе нашего курса.Пример описания переменных: var number : integer; {целочисленная переменная number} x, y : real; {вещественные переменные X и Y} option : char; {символьная переменная option} Для решения многих задач требуется ввести данные для обработки программой с клавиатуры. Для ввода с клавиатуры определены процедуры read и readl. read (список); readln(список); В скобках указывается список имен переменных через запятую. Процедура readln без параметров (без скобок) ожидает нажатия клавиши Enter. С клавиатуры можно ввести целые, вещественные, символьные и строковые величины. Вводимые значениядолжны разделяться любым количеством пробельных символов (пробел, табуляция (tab), перевод строки (Enter)). Особенность ввода символов и строк состоит в том, что пробельные символы в них ничем не отличаются от всех остальных, поэтому разделителями являться не могут. В следующей задаче мы рассмотрим как действует оператор ввода с клавиатуры. Задача 1. Напишите программу которая запросит ввести с клавиатуры два целых числа и выведет на экран сумму этих чисел. Решение задачи 1. var x,y:integer; {задаём целочисленные переменные x и y} begin {Начало действия программы} writeln('Введите первое число'); {Выводим на экран фразу "Введите первое число"} readln (x); {Присваиваем переменной х значение первого числа} writeln('Введите второе число'); {Выводим на экран фразу "Введите второе число"} readln (y); {Присваиваем переменной y значение второго числа} write('Cумма чисел равна ',x+y); {Выводим на экран фразу "Сумма чисел равна " и сумму переменных x и y} end. {Конец программы} При запуске данной программы, компилятор запрашивает ввод первого числа (writeln(''Введите первое число');) и переводит курсив на следующую строку. Вводим первое число, процедура readln(x); присваивает значение введенного числа переменной х и переводит курсив на следующую строку. Далее программа запрашивает ввод второго числа (writeln('Введите второе число');) и переводит курсив на следующую строку. Вводим первое число, процедура readln(y); присваивает значение введенного числа переменной y и переводит курсив на следующую строку. Процедура write('Cумма чисел равна ',x+y); выводит на экран строку Cумма чисел равна и результат сложения двух чисел. Обратите внимание на некоторые части данной программы: В процедуре writeln('Введите первое число'); мы выводи строку символов (Введите первое число), данную строку в программе заключаем в одинарные кавычки ( ' ). Фразы заключенные в данные кавычки воспринимаются компилятором, как набор символов (пробелы тоже символы), а не как переменные. Если кавычки не поставить, то компилятор выдаст ошибку, так как не найдет переменных с данным именем. Процедура write('Cумма чисел равна ',x+y); сначала выводит на экран строку символов (Cумма чисел равна ), затем выводит на экран сумму переменных x и y ( x+y ). Задача 2. Усложним нашу задачу. Напишем программу которая запросит ввести с клавиатуры два целых числа и выведет на экран сумму этих чисел, разность чисел, умножение и деление. Решение задачи 1. var x,y:integer; begin writeln('Введите первое число'); readln (x); writeln('Введите второе число'); readln (y); writeln('Cумма чисел равна ',x+y); writeln('Разность чисел равна ',x-y); writeln('Умножение чисел равна ',x*y); writeln('Деление чисел равна ',x/y); end. В данной программу для вывода результатов мы использовали оператор вывода на экран writeln вместо write для того, чтобы перемещать курсор на следующую строку, в противном случае все четыре ответа слились бы в одну строку. Также мы использовали простейшие арифметические операции: + сложение, - вычитание, * умножение, / деление. Самостоятельная работа: Напишите программу которая запросит ввести с клавиатуры три целых числа и выведет на экран сумму этих чисел. Что мы узнали:
|
Реклама
Календарь
Поиск
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||